это реклама
История

Кого сложнее одеть: рыцаря или самурая?




Шлем от доспеха до-мару эпохи Муромати. Доспех отнесен к важному культурному достоянию Японии. Токийский национальный музей

А юный посланец сказал: «Посмотри,
Вот это сорочка: в ней спит от зари до зари
Моя госпожа. И ты прочь убери
Щит, кольчугу и шлем, и душой воспари,
И в этой сорочке льняной чудеса сотвори,
Ты бейся, как бьются богатыри,
Покрой себя славой или… умри».
Сорочку рыцарь берет не смутясь.
Он к сердцу дар юной девы прижал: «Дамы приказ
Я исполню, — сказал, — и всем напоказ,
Буду биться без лат, ничего не страшась,
Но коль не погибну на этот я раз,
Для леди придет испытания час».
Вальтер Скотт. Баллада о кровавой одеждеКультура одежды. Мы продолжаем наш рассказ о культуре одежды разных народов различных исторических эпох. Продолжится тема Японии. Только теперь уже речь пойдет не о кимоно, а о том, как самураи снаряжались на битву. Тема эта интересна и сама по себе. Но она становится еще более интересной, если мы будем сравнивать японцев и европейцев, то есть посмотрим на то, как на битву снаряжались рыцари Запада, а уж после этого обратимся к самураям. Ведь самая интересная информация как раз сравнительного характера. Ведь там, где нечего и не с чем сравнивать, правильных выводов просто нельзя ожидать. Ну а в качестве иллюстраций мы используем рисунки из книги Дэвида Николя «Medieval knight» (L., Reed Educational and Professional Publication Ltd., 1997), иллюстрации из монографии Мицуо Курэ «Самураи» (М., АСТ, Астрель, 2007) и фотографии из фондов Токийского национального музея.Откуда мы знаем, что надевали рыцари под кольчугу и доспехи? А вот знаем, хотя понятно, что нижние одежды до нас не дошли, да и кольчуг от того же XII века дошло до нас очень мало. Но есть вышивка знаменитого Байесского полотна, есть миниатюры «Библии Мациевского» (все они уже приводились в моих статьях на «ВО», посвященных рыцарскому вооружению, так что повторять мы их не будем), и по ним видно, что вначале никаких особых одежд под кольчугу рыцари не надевали. Видимо, само ношение кольчуги имело для них определенный магический смысл, пришедший из глуби веков.Ну а теперь посмотрим на первые два рисунка Д. Николя, как раз и относящихся к рыцарям XII века, эпохе, когда в той же Японии уже господствовал пластинчатый доспех о-ёрой, больше всего похожий на четырехгранную жесткую коробку.
На этом рисунке мы видим, что носили рыцари XII века «под низом». Обычно это были льняные панталоны брэ (1), фигура молодого человека справа, и такая же рубаха (2), надетая на более старшего рыцаря слева. Никакого иного белья не полагалось. Но вот на ноги надевались шоссы (3) – штаны-чулки из отдельных, привязанных к поясу, штанин в обтяжку. Они могли быть суконными, шелковыми (у знати), а также кожаными. Только надев все это, рыцарь мог приступить к облачению в доспехи, и прежде всего на него надевали опять-таки шоссы, но только уже из кольчуги (4), нашитой на тонкую кожаную подкладку. У бедных рыцарей, или скажем так, не самых богатых, шоссы закрывали ногу лишь спереди. У самых-самых и у королей кольчуга облекала ноги целиком. Но со временем такие шоссы стали носить практически все
Поверх рубашки следовало надеть сначала длиннополую тунику (5), а поверх нее – стеганый гамбизон, набитый чем-то мягким (у рыцаря слева он лежит на крышке сундука, у рыцаря справа он виден между полами сюрко. Поверх гамбизона надевалась кольчуга-хауберк (6) и кольчужный капюшон – койф (7), а потом уже и сюрко – весьма специфическое одеяние геральдических цветов. Шлем, как вы видите, очень простой: «таблетка», но с наличником, то есть типичный для этого времени. Понятно, что сюрко по моде укорачивалось, к нему пришивали рукава, кольчужные шоссы часто обтягивались тканью снаружи, но в целом все показанное на этих двух рисунках вполне типично. Важно подчеркнуть, что такое снаряжение рыцарь мог надеть на себя сам, без посторонней помощи
Наступил XIV век, эпоха кольчужно-пластинчатой брони, чрезвычайно хорошо отраженная на эффигиях (о них на «ВО» тоже было, и не раз!), и одеваться рыцарям Западной Европы стало и дороже, и одновременно сложнее.
Шлем стал закрытым полностью (14), а под ним находился кольчужный капюшон (15). Кольчугу стала дополнять бригандина из металлических полос (10), поверх которой теперь надевался укороченный сюрко – джупон (11). Руки и ноги стали защищаться либо накладными «щитками» (12,13), либо «трубами» (термин того времени), с наколенниками и налокотниками. Под большой шлем мог надеваться и шлем-подшлемник – сервильер либо (позднее) бацинет (его достает из сундука слуга справа)

Рубашка (17) и белье остались прежними, но, поскольку копье стало очень мощным, кольчугу дополнили латы из стальных пластин, в частности все та же бригандина, нередко крытая сверху дорогой тканью, на которой позолоченные головки заклепок смотрелись очень эффектно. Появились латные и перчатки-краги. Гамбизон и кольчуга особых изменений не претерпели. Подобное снаряжение в одиночку надевать рыцарю стало значительно сложнее, особенно если какие-то части доспехов имели завязки на спине
Ну а теперь, когда мы посмотрели на западноевропейских рыцарей, давайте полюбопытствуем, как на битву снаряжались горные самураи. И тут вот окажется все совсем не так просто, как об этом написано на многих сайтах, а то и в книгах. А там написано, что доспехи самураев были много легче европейских, что самурай мог легко их надеть и снять без посторонней помощи, словом, давал своему европейскому собрату сто очков вперед! Однако так ли это было на самом деле? Давайте посмотрим…
Перед нами самурай периода Камакура (1185–1333), который облачается в доспехи о-ёрой. Ящик кара-бицу открыт, слуга достает из него детали снаряжения. Но прежде самураю следовало надеть нижнее кимоно косодэ и штаны огути-хакама, повязать пояс оби, а на голове завязать шапочку эбоси. Боевые печатки юкагэ также надевали в первую очередь. Причем в спешке надеть следовало только лишь одну правую перчатку, чтобы можно было стрелять из лука, а вот левой можно было и пренебречь (1). Теперь слуга или жена самурая (она тоже должна была во всем этом прекрасно разбираться, ее с детства этому учили) помогали супругу надеть хитатарэ – одеяние с широкими рукавами и верхние штаны хакама, штанины которых внизу нужно было обязательно подвязать. Теперь наступала очередь сунэатэ – поножей, причем начинать надо было с левой ноги! После этого поверх носков следовало надевать обувь – башмаки цурануки из оленьей кожи. Причем также подтянуть и подвязать нужно было и левый рукав! (2)
Теперь пришел черед и всего остального!
Здесь мы видим, как самурай уже сам натягивает себе на руку левый латный рукав котэ. Чтобы он не убегал, на нем предусматривались одна или несколько петель для пальцев – хорошая придумка, европейским рыцарям неизвестная. Но чтобы этому не мешал широкий рукав хитатарэ, его следовало спустить и заткнуть за пояс оби. Можно было также надевать набедренники хайдатэ, которые завязывались сзади под коленями. Затем на самурая надевали пластину ваидатэ, защищавшую его правый бок, после чего он опять садился на свой ёрой кара-бицу, а у него на шее сзади завязывали тесемки от латного ожерелья нодава (3). Оставалось «всего лишь» надеть сам доспех, вернее, его оставшуюся часть вместе с наплечниками о-содэ через голову, и завязать поверх воидатэ шнурки его крепления такахимо. Затем опять повязывался оби, за который вставлялся короткий меч коси-готана (4)
Однако и это еще было не все, хотя можно сказать, что с коротким мечом самурай уже был фактически одет!
Теперь к поясу крепился большой меч тати, колчан со стрелами эбира, и кольцо с запасной тетивой – цурумаки. Теперь вассал самурая надевал на него шлем, а слуга завязывал его тесемки под подбородком. Или это делала его жена, ей это тоже дозволялось. Оставалось взять в руки веер и лук и… можно было отправляться на войну! (5)

Полководец не мог обойтись еще и вот без этого – жезла сайхай. Токийский национальный музей

Доспехи акаито-одоси — о-ёрой периода Хэйан, скрепленные красным шнуром, были реставрированы в период Мейдзи, но все равно считаются национальным достоянием
Очевидна их характерная коробчатая форма. Получить смертельную рану в таких доспехах было затруднительно. Безусловно, они защищали лучше, чем европейская кольчуга, надетая на гамбизон, однако надевать доспехи было делом долгим и сложным, требовавшим участия в этом процессе нескольких человек. К тому же схватка воинов в таких доспехах часто заканчивалась падением одного из них наземь. Тогда к упавшему бросались пешие воины противника, чтобы поразить его короткими мечами вакидзаси в незащищенные части тела. Понятно, что на помощь к упавшему спешила уже его свита, начиналась схватка «за голову» еще живого человека и вот в этой ситуации громоздкие коробчатые доспехи только мешали ему встать, а уж о том, чтобы их сбросить и спасаться в случае чего налегке, даже и речи быть не могло. А вот воинам Европы скинуть с себя кольчугу было проще простого!
Еще один самурайский доспех. Теперь уже периода Муромати. И тоже важное культурное достояние.Тип – до-мару. И вот эти-то доспехи было и вовсе невозможно надевать без посторонней помощи, потому что завязывались они на спине! Шлем украшен огромными мицу-кувагата, типичным украшением этого периода. Токийский национальный музей
С того момента как в Японии стало применяться огнестрельное оружие (а произошло это в середине XVI века), изменились и доспехи. Теперь они стали называться тосэй-гусоку («новые доспехи»), и надевать их тоже приходилось несколько иначе, нежели старые о-ёрой. Посмотрим же на самые главные отличия этого «процесса», а заодно и на самые интимные части одежды тогдашних самураев.
Облачение в доспехи тосэй-гусоку
Вот самурай надевает на себя набедренную повязку эттю-фундоси. Длина ее могла быть 1,5 м. Теперь (слева) надевается нижнее кимоно, затем (в центре) штаны хакама длиной немного ниже колен. Затем следовали носки таби и наголенники из ткани кахян. Обувь теперь была совершенно другая – соломенные сандалии варадзи, выгодные тем, что они не скользили на размокшей земле (1). Поверх обмоток закреплялись поножи сунэатэ из металлических полос, соединенных кольчужным плетением. Затем надевались набедренники хайдатэ, которые все также закреплялись под коленями. Правда, теперь они там застегивались на пуговицу. Теперь (в центре) нужно было надеть перчатку юкагэ, но зато только одну – правую! Наручей котэ теперь стало два. И часто они соединялись между собой своего рода панцирной жилеткой – мандзю-ва (справа). А вот для защиты шеи и груди надевался воротник ува-мандзира (слева) (2). Потом надевалась кираса с наплечниками (это мог сделать и сам самурай), а завязывалась она на боку, так что тут тоже можно было обойтись без слуги. Маска тоже надевалась самим самураем, как и шлем, которым покрывали голову в последнюю очередь. Получается, что неправы те, кто считает японское снаряжение более удобным, чем европейское одного с ним времени. Обилие шнуров приводило к тому, что в них набивалась грязь и заводились насекомые, досаждавшие самураю, а вычистить шнуровку было нелегко. Доспехи со шнурами (даже тосэй гусоку, где их использовали по минимуму) легко намокали, в холод смерзались, и шнуры ломались. Снять же замерзшие доспехи было невозможно, как и надеть! А без помощи слуг надевать классические японские доспехи самураю было практически невозможно.
Фигурка полководца Такеда Сингена в накидке дзимбаори

…и без нее. Поскольку он был монахом, была предусмотрена такая деталь, как четки через плечо, веер гумбай утива и жезл сайхай

Постоянный противник Такеда – Уэсугэ Кэнсин!
Если уж вам захочется раздеть самурая или одеть его… Сегодня выпускается масса фигурок самураев в масштабе 1:12 и 1:6. Фирм, которые производят таких «солдатиков», очень много: Hot Toys, Damtoys, Coomodel, Soldier Story, DID, Phicen и других. Тела у этих фигурок, особенно последних выпусков, сделаны из силикона и выглядят как настоящие, как и лица и волосы. Кисти рук съемные, и в наборах их бывает по несколько штук в разных вариантах. Одежда сшита прекрасно, но самое в них замечательное — оружие и доспехи. Оружие у них металлическое, с рисунком закалки на клинках, а детали доспехов где-то пластиковые, но раскрашены под металл, а где-то и металлические. К фигуркам выпускаются и кони в полном конском снаряжении, типичном для знатных самураев. Правда, цена у людей и коней совсем не игрушечная, но тут уж ничего не поделаешь.P. S. Фотографии фигурок самураев предоставлены сайтом gsoldiers.ru.

Источник topwar.ru
Кнопка «Наверх»