это реклама
История

Мореплаватель-одиночка и плоты из всего, что под рукой




Плот «Семь сестер» Уильяма Уиллиса

Так вперед, за цыганской звездой кочевой,
К синим айсбергам стылых морей,
Где искрятся суда от намерзшего льда
Под сияньем полярных огней.
Р. Киплинг. За цыганской звездойПод осень, накануне ледостава,
Рыбачий бот, уйдя на промысла,
Найдет кусок его бессмертной славы —
Обломок обгоревшего крыла.
К. Симонов. Старик. Памяти АмундсенаУченые и путешественники. После выхода материала о плоте «Эбора» многие читатели «ВО» в комментариях высказывались в том смысле, что своим плаванием на плоту «Кон-Тики» Тур Хейердал, по сути, открыл сразу два новых направления: одно в науке и другое в спорте. Первое – плавания на судах-репликах в доказательство того, что такие плавания в прошлом были осуществимы, и второе – просто плавания ради, так сказать, спортивного интереса, кто на чем и в одиночку через моря-океаны. Правда, первопроходцами в плавании через океан на плотах были все-таки трое американцев, которые на плоту «Нонпарель» из трех резиновых сигар переплыли Атлантический океан еще в 1867 году! Но их плавание так и осталось без последствий, разве что они доказали, что резина морской водой не разъедается.
Плот «Кон-Тики» Тура Хейердала. Страница из какого-то старого альбома для судомоделистов
Зато после плавания Хейердала (вот что значат радио и телевидение вкупе с газетами и журналами) человечество просто захватила волна океанских плаваний именно на плотах. Кто-то, как и он решил плавать на плоту из бальзы, кто-то выбрал связки бамбука, а по Балтийскому морю поплыл плот даже из сосновых бревен и успешно совершил 250-мильный переход.
Успешный финиш «Кон-Тики». Плот грузят на корабль, чтобы доставить его в Норвегию
Ну а затем начались плавания одиночек. Кто плыл на лодке, кто-то на яхте, но были и те, кто выбрал в качестве судна именно плот. И одним из тех, кто в полной мере изведал романтику далеких морских странствий именно на плоту, стал Уильям Уиллис, который два раза, в возрасте шестидесяти и семидесяти лет, отправлялся в плавание на плоту с целью пересечь великий Тихий океан, а на семьдесят пятом году своей жизни трижды бросал вызов волнам бурной Атлантики, где в итоге и сгинул. Человек этот прожил совершенно уникальную жизнь, наполненную трудом и приключениями, причем настолько интересную, что о нем просто нельзя не рассказать.
Превратности плавания на «Кон-Тики». Упал человек за борт, но там было кому его выловить. А вот если ты плывешь на плоту один? Упал в воду — и все! Идущий под парусом плот ты вплавь уже не догонишь…
Родился Уильям Уиллис в 1893 году в Гамбурге и там же провел детство. Родители, выходцы из Саксонии и Богемии, к морю никакого отношения не имели. Но вот ведь как бывает: их сын заболел морем. В пятнадцать лет ушел из дома и тогда же осуществил первое путешествие: в 1908 году нанялся юнгой на парусное судно и даже участвовал в экспедиции к мысу Горн. С 1912 года он жил в США, путешествовал по стране, сменил множество профессий: ему приходилось работать и грузчиком, и лесорубом, трудиться путевым обходчиком и даже горным инженером. Он плавал по Великим озерам и занимался ловлей рыбы, рисовал карикатуры в газеты и писал стихи. А еще ему довелось быть матросом на танкере, рубить лес в Канаде, работать на шахте в Южной Америке. На Аляске он был охотником, в Штатах – рабочим-металлистом и докером. Кстати, стихи он не просто писал, сумел издать даже несколько поэтических сборников. Даже фельдшером, и тем он успел поработать, а значит, хотя бы как-то да разбирался в медицине… Все, кто знал Уиллиса, отмечали, что его отличало просто огромное трудолюбие, упорство в достижении поставленной цели, а еще он был мужественным и скромным человеком. Впрочем, в его мужестве как раз никто никогда и не сомневался даже без этих свидетельств, потому как человек, этим качеством не обладающий, вряд ли бы осмелился пуститься на плоту в одиночку через океан!
Плот Уильяма Уиллиса
По-разному то или иное событие влияет на разных людей. Вот и путешествие Тура Хейердала, совершенное им в 1947 г. на бальзовом плоту «Кон-Тики» с экипажем в шесть человек, побудили Уиллиса отправиться на таком же к островам Центральной части Тихого океана, но только уже в одиночку! Он убедил друзей и своих близких, что возраст в этом деле не помеха, построил плот из толстых бревен наилегчайшего тропического дерева — бальзы (то есть в финансовом плане он не бедствовал, так как эта древесина, да еще в таких объемах, вещь не дешевая!) и вышел на своем детище в Тихий океан.Плот был назван «Семь сестричек», имел размеры 10×6 метров и действительно был собран из семи огромных бальзовых стволов по 0,75 метра диаметром каждый. Соединялись они друг с другом 40-миллиметровым прочным манильским тросом, а для большей надежности еще и соединены тремя мангровыми стволами-поперечинами, поверх которых был уложен настил из бальзовых бревен поменьше, «всего лишь» полуметрового диаметра, также связанных тросом межу собой. Поверх этого настила имелась палуба из стволов бамбука, расщепленных вдоль. Фальшборт был также устроен из четырех бальзовых стволов.
Рисунок с описанием изготовления модели плота Уиллиса из книги автора «Для тех, кто любит мастерить» (М., Просвещение, 1990 г.). Поскольку с бальзой тогда в СССР было плохо, предлагалось выпиливать заготовки для бревен плота из толстой сосновой коры, благо сосен с такой корой у нас растет много везде
Плавание Уиллиса началось 24 июня 1954 г. и продолжалось 115 дней. Оно было сложным, наполненным опасностями. В одиночку было трудно управлять плотом, к тому же во время плавания у мореплавателя случилось выпадение грыжи, и, чтобы ее вправить, Уиллису пришлось самого себя за ноги, обвязав их канатом, подтягивать на мачту! Правда, вместе с отважным путешественником на плоту были и животные: кошка Мики и попугай Экки. Плот за время своего путешествия покрыл расстояние в 6700 морских миль. И неудивительно, что пресса назвала это плавание самым беспримерным путешествием XX века, а Уиллиса самым отважным среди всех прочих мореплавателей-одиночек. Ну а жители островов Американского Самоа, куда он в итоге добрался, дали ему почетное прозвище Капитана Больших Морей, а его плот поставили перед правительственным зданием на острове Паго-Паго для всеобщего обозрения.
Сегодня модель плота «Кон-Тики» выпускается итальянской фирмой «Мантуя», и она экзотична! Масштаб 1:18, то есть модель в результате получается довольно большая, и работать над ней не слишком-то и трудно
Видимо, страсть к подобным плаваниям въелась Уиллиса в кровь, потому что в 1963—1964 годах на плоту-тримаране уже из трех металлических понтонов, наполненных полиуретаном, он опять в одиночку пересек Тихий океан: от Кальяо до Апиа (Западное Самоа) в 1963 году, и от Апиа до Талли (в северо-восточной Австралии) в 1964-м. Все свои плавания он затем описал в книгах, которые были переведены на многие языки мира, в том числе и на русский. Затем он три раза, в 1966, 1967 и 1968 годах, предпринимал одиночное плавание через Атлантический океан уже не на плоту, а на шлюпке под парусом. Последнее из этих трех плаваний стало для него последним. Отважный мореход пропал без вести, от него осталась лишь поврежденная шлюпка, его паспорт, книги и дневниковые записи. Так закончил свою жизнь этот почтенный старец, отвага которого не подлежала сомнению.
И она в итоге получается очень красивой!
Ну а после него было еще много людей, строивших плоты из самых различных материалов и плававших на них в самых разных морях и океанах.Интересно, что, применяя самые разные материалы для строительства океанских плотов, никто из их создателей не додумался до того, чтобы использовать их для рекламы, а также в пропагандистских целях. Изготовить плот из корпусов списанных боевых ракет среднего радиуса действия и отправиться на нем по маршруту, пролегающему вблизи военно-морских баз, и при этом ратовать за всеобщее разоружение?.. Раздавать людям листовки, буклеты, давать интервью журналистам, призывать правительства стран, имеющих такие ракеты, позаботиться о бедных?.. Людям всегда нравились дон-кихоты, ну а Дон-Кихот на плоту – и вовсе нечто особенное и потому интересное, как и все необычное. Потом можно будет об этом плавании еще и книгу написать и заработать кучу денег.Трубы для трубопроводов, проложенных по морскому дну, – тоже отличный материал для таких вот плотов. Берем обрезки, заказываем три-пять конусов «за счет фирмы» для «носа», и «кружков» для кормы, наносим на трубы логотип производителя и плывем себе через океан, определяя положение по GPS-навигатору, предоставленному… питаясь продуктами фирмы… а еще и осуществляя с борта нашего плота ежедневные телепередачи с рекламой купальных костюмов, крема от загара и рыболовных принадлежностей. Такого рода мейнстрим сегодня всячески приветствуется обывателем, ну а то, что это отличная реклама, это тоже очевидно.
Набор фирмы «Мантуя»
Кстати, именно с наборов плотов можно начать и свой собственный судомодельный бизнес. Бревнышки сегодня на станке делать нетрудно, причем для начала можно выпустить серию сборных моделей плотов даже из бумаги. Специальная серия для школьников «Отвяньте от меня!» с самыми простейшими самоделками для их сдачи в школу по первому требованию учителя. Особенно учителя грешат этим в начальных классах, ну вот, пусть дети им плоты и делают. Бамбук – палочки для шашлычков. Доски – палочки-мешалочки для кофе. Потом нитки, инструкция, коробка… Все это вместе сложить и продавать! А еще к каждой модели прикладывается занимательным образом написанный рассказ про этот плот для общего развития ребенка! Общее название: «Плоты-путешественники».
А вот такие плоты из бутылок совсем нетрудно делать на станциях «Юных туристов» и плавать на них по местным рекам и озерам. Спонсоры – местные пивоварни!!!
В древности делали плоты из кожаных бурдюков, глиняных кувшинов (перевернутых горлышком вниз!) и даже пустотелых тыкв. А раз так, то почему бы не сплавать куда-нибудь на плоту из… футбольных мячей? На плоту из пластиковых емкостей для горючего или химически активных веществ фирмы… И даже пластиковых бутылок либо дюралевых кегов из-под пива фирмы… такой-то? Повторять плавания на бальзовых плотах сегодня ни к чему. Вот корпуса ракет — это самое то!

Источник topwar.ru
Кнопка «Наверх»