История

«Налобниками медными блестя…» Гренадерские митры Петра III крупным планом



А начиналось все вот с этой треугольной шляпы, с полями, подвернутыми по моде своего времени. Носил ее и сам Петр I, и герои романов Фенимора Купера, и даже одноногий пират Джон Сильвер из кинофильма 1938 года «Остров сокровищ». А все потому, что без нее никуда. Есть она и в фондах Пензенского областного краеведческого музея. Держишь ее в руках, и понимаешь, что держишь ты саму историю! Кстати, поэт Михайло Ломоносов, написавший верноподданническую оду на восшествие на престол Петра III тоже ее носил…

Дражайшая сокровищ злата,
Сугубо нам возвращена.
Благополучны мы стократно:
Петра Великого обратно
Встречает Росская страна.
Петра воздвиг с Екатериной
И с Павлом, о драгой залог!
Послал нам радость за судьбиной
В щедротах неизмерный бог.
(Ода Всепресветлейшему Державнейшему Великому Государю Императору Петру Федоровичу, Самодержцу… владетельному герцогу Голстинскому, высокому наследнику Норвежскому, и прочая, и прочая… всемилостивейшему государю… и купно на новый 1762 год в изъявление подлинные радости, усердия… всенижайшее приносит верноподданейший раб Михайло Ломоносов)

История военной одежды. В материале «О митрах и мундирах императора Петра III» от 15 августа 2020 и его продолжении «Все, кроме гренадерок! По «заветам» Петра III» от 21 августа 2020 уже рассказывалось как о самой реформе обмундирования, предпринятой императором Петром III, а затем и его вдовой императрицей Екатериной II, так и о таком специфическом предмете его униформы, как гренадерская митра. Но в этих материалах приводились фотографии известных мне митр, которые были сделаны через стекло. Сами митры находились в шкафах и увидеть, что у них «под низом», а также как они отделы были сзади, было невозможно. Но приходилось довольствоваться и этими фото, и черно-белой графикой из книги А. В. Висковатого. Однако многие читатели «ВО» высказались в том смысле, что было бы очень хорошо рассмотреть все эти митры с разных сторон, а также посмотреть на мундиры той эпохи в цвете. Что ж, желание потребителя для «продавца» — закон, а раз так, то я постарался изыскать пути, и вот сегодня мы наконец-то получаем возможность увидеть все то, что раньше было скрыто, а именно все митры и многое другое из фондов Пензенского областного краеведческого музея и рисунки из книги Висковатого, выполненные в цвете.
Здесь вряд ли стоит повторяться и пересказывать историю Гатчинских полков Петра III. Напомним лишь, что от полков русской императорской армии они отличались тем, что комплектовались исключительно добровольцами, причем не только иностранцами (как часто пишут!), но и русскими, что в них была высокая дисциплина (во всяком случае, в серьезных провинностях гатчинцы замечены не были, а пьянки и кутежи… так кто ж тогда из гвардейцев хотя бы раз не напивался?!), и что носили они униформу, сильно отличавшуюся от традиционной российской.


Вот такие гренадерки заимствовал Петр I из Англии, добавив российского орла. Там именно этот тип гренадерки «не пошел», а вот у нас, напротив, прижился и надолго



Как видите, у нее было два козырька, но один, будучи отогнут вверх, превратился в налобник. Сзади на тулье видно крепление для султана


blank

В сопроводительной надписи к экспонату №8330/21(ВМ-7) указано: «Шапка офицерская, время Петра I»


Причем отличия заключались как в фасоне, так и в цветовой гамме. Для представителей российской военной касты гатчинские мундиры казались слишком узкими, хотя сшиты они были по самой последней европейской моде, а еще им не нравились их цвета. Между тем, если подумать, то новая форма в целом была лучше старой. Во-первых, мода есть мода, в том числе и на военные мундиры, и следовать ей в то время было делом государственной важности. А во-вторых, новая униформа позволяла сэкономить много денег. Она не требовала дорогой красной краски. Роскошь окрашивать мундиры своих солдат в красный цвет могла тогда позволить себе только Англия, которая имела доступ к запасам кошенили, тогда как всем другим европейским странам красное сукно у нее же и приходилось закупать. Кроме того, новые мундиры требовали меньше сукна, чем опять-таки достигалась большая экономия. Тонны краски, километры сукна, золоченая жесть, дубления кожа и еще многое, многое другое – вот что тогда требовалось армии, а еще, конечно, и букли на виски и металлические прутья, вплетать в косу, словом, все по моде тех лет.
blank

«В царствия кроткия Елисавет Петровны» петровская гренадерка приобрела более законченный вид…


blank

Конно-гренадерский офицер 1756-1762 гг. из книги А. В. Висковатого «Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками». Издательство: Военная типография: СПб., 1841-1862. Стр.320


blank

Вид на эту гренадерку сзади. Обратите внимание на трубку для султана и прямо-таки огромный «козырь»!


Хотя был во всем этот и определенный смысл. Например, когда вы будете рассматривать фотографии митр Петра III, обратите внимание, что на них отсутствуют подбородные ремни. А как же тогда они держались на голове и с нее не падали? А вот как раз и закреплялись они на голове с помощью косы и буклей. Хитрое это было дело, но… зато обходились без подбородного ремня.
«Налобниками медными блестя…» Гренадерские митры Петра III крупным планом

«Гренадерка» Королевского полка Ирландии, 1710 г. Вид спереди. Вышивка камвольными нитками на шерстяном полотне. Принадлежала семье капитана Роберта Паркера, который служил в Королевском полку Ирландии во время Девятилетней войны (1688-1697) и войны за испанское наследство (1702-1713). Национальный музей армии, Лондон


Как и многие другие элементы униформы, этот головной убор прошел долгий путь развития от самого простого заостренного кверху колпака с кисточкой до сложного головного убора, имевшего разные стили. Так, митры в прусском стиле имели конусообразную латунную или бело-металлическую налобную пластину с тканевой задней частью и кружевной оплеткой. Митры в русском стиле изначально имели высокую латунную пластину поверх кожаной каскетки с козырьком сзади, но впоследствии и у нас была принята именно немецкая модель. А вот британский стиль заметно отличался от всех прочих. Английские митры были целиком тканевые. У них была высокая тканевая передняя часть, на которой спереди помещалась сложная полковая вышивка, а сзади покатая красная спинка с белой подкладкой.
blank

Та же «гренадерка». Вид сзади


Митры были высокими, а все потому, что опять же существовала мода на рослых и высоких солдат. Но именно их-то чаще всего и убивали, и убивали не просто солдат, но еще и генетических производителей, вот почему высотой митр стали пытаться компенсировать недостаток роста у солдат, а Фридрих II даже принял закон, по которому в случае смерти отца все имущество целиком переходило к самому низкорослому сыну!
blank

Митра офицера конных гренадеров лейб-драгунского полка Гоштинской гвардии Петра III. Ткань, дерево, бронза, золочение, эмаль, краска. Диаметр основания 191 мм. Высота 297 мм. Пензенский областной краеведческий музей


blank

Вид сбоку


blank

Вид сзади


blank

А вот и он сам, этот офицер 1756—1762 гг. Красавец! А. В. Висковатов «Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками». Издательство: Военная типография: СПб., 1841-1862. Стр. 461


И, конечно, каждый правитель старался, чтобы митры его солдат были самыми красивыми. Англичане, те, правда, довольствовались вышивкой, но она у них была очень яркой и красивой, так что при общем ярко-красном цвете униформы этого, в принципе, было вполне достаточно. А вот в Европе красной краски, как уже говорилось, не хватало, там использовались блеклые цвета и налобники у гренадерских митр стали чеканить из латуни. И вот тут, следует прямо сказать, Петр III сумел создать едва ли не самые красивые митры в прусском стиле, а все потому, что, в отличие от того же Фридриха, не пожалел на них денег. Ни до, ни после него в российской армии не было столь красивых гренадерских митр.
blank

Мундир фузилера прусского пехотного полка 1740—1758 гг. ГММ им. А. В. Суворова. Фото: Пане Коханку, 3x3zsave, выставка «Павел I и Суворов», ГМЗ «Гатчина», зима 2020-го года


Ну а когда митры в армии России появились вообще? При Петре Первом, как и многое другое. Так, уже в 1719 году вышел указ Петра прежним головным уборам, «карпусам», не быть, а быть треугольным шляпам. И тогда же именно Петр ввел в армии и парики! Да-да, Петр, а вовсе не Павел I, приказавший вместе со шляпами для защиты от стужи носить парики из украинских овчин. Оказывается, тогда Украина еще и своими овчинами славилась, интересно, как сейчас…
blank

На этом фото вы видите прусскую шапку-гренадерку нижних чинов 1-го лейб-гвардейского батальона короля Фридриха II, 1745—1760 гг. (слева) и шапку фузилерную нижних чинов 33-го полка барона Генриха-Августа де ла Мот-Фуке (с 1774 года генерал-лейтенанта Георга Рейнальда фон Таддена), 1742—1786 гг. (справа). ГММ им. А.В. Суворова. Фото: Пане Коханку, 3x3zsave, выставка «Павел I и Суворов», ГМЗ «Гатчина», зима 2020-го года


blank

А не слишком роскошный был налобник у пруссаков! Экономный! Буквы вензеля «FR»: «Фридрих – король». Фото: Пане Коханку, 3x3zsave, выставка «Павел I и Суворов», ГМЗ «Гатчина», зима 2020-го года


Причина – все та же самая, следование европейской моде. Они в шляпах, и мы в шляпах! Они в париках, и мы в париках! Из Англии им же были заимствованы кожаные «гренадерки» с двумя козырьками, распространения там, кстати, так не получившие. Один козырек отгибался вперед, и на нем сначала вышивался, а затем и нашивался чеканный гербовый орел, а другой сзади, закрывал шею.
blank

Армейские гренадеры 1756-1762 гг. На налобнике того, что справа, герб города Владимира. Значит, Владимирский полк. А. В. Висковатов «Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками». Издательство: Военная типография: СПб., 1841-1862. Стр. 461


В царствование Анны Иоанновны передний козырек превратился в высокую выложенную металлом налобную пластину, задний исчез, а кожа была заменена тканью на каркасе из китового уса. При Елизавете Петровне на каждой налобной бляхе стал изображаться герб того города, именем которого назывался тот или иной полк, а сам он помещался на фоне военных трофеев. А вот при том же Петре III от изображений гербов городов на митрах отказались, а стали помещать на них государственный герб и вензель государя-императора. Причем митры голштинской гвардии и российской императорской гвардии вензелями различались. Так, на митрах голштинских полков красовалась всего лишь одна лишь латинская буква «Р»: «Петр», одна потому, что на своем голштинском престоле он был… первым. Известен и вензель «РF»: Петр Федорович, и, наконец, принятый для всей российской императорской армии вензель «ПIII»: «Петр III», но только вот недолго ему довелось этому своему нововведению радоваться!
blank

Вот она, митра с вензелем «РF», выложенным на эмали. Такие митры были лишь у гвардейцев голштинских войск – любимцев Петра III. Судя по оформлению и приборным цветам митры, она принадлежала обер-офицеру гренадерского Эссена батальону. Вид спереди


blank

Она же, вид сбоку


blank

Она же, вид сзади


blank

А это опять Висковатов: рядовой и офицер гренадерского батальона Вейса, 1762 год. А. В. Висковатов «Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками». Издательство: Военная типография: СПб., 1841-1862. Стр. 454


Вообще-то, полков и отдельных батальонов в Голштинской гвардии было много и в разное время число их менялось. Хотя численность каждого и была невелика. Елизавета вела с голштинцами настоящую войну. Несколько раз приказывала Петра распустить своих «потешных», но потом опять соглашалась на их создание. Вот почему сохранилось так много образцов митр именно Петра III. Во-первых, это митры времени его наследничества, затем периода воцарения, а, кроме того, были митры рядовых и офицеров, а также митры отдельных полков, опять же рядовых и офицеров.
blank

Ее внутреннее устройство: пластинки китового уса, обшитые сукном, подшлемник из полотна выпорот. Как видите, если бы не «арматура» из китового уса и налобная пластина, митра представляла бы собой самый обычный суконный колпак, как, собственно, с самого начала и было!


Так, в 1756 году в Голштинской гвардии числились: мушкетерский Цеге фон Мантейфеля полк, мушкетерский Герцогини полк, мушкетерский принца Вильгельма, гренадерский батальон, фузилерный батальон, лейб-драгунский полк, лейб-кирасирский полк, инвалидный корпус.
blank

А вот такие митра после воцарения Петра III получила гвардия, а затем должна была получить и вся армия. Конечно, она не так красива, как митры любезных его сердцу голштинцев. Возможно, потому, что буква «П» была здесь в русском правописании и с порядковым номером «III»? Тогда как в Гоштинии-то он числился… первым!


blank

Вид сбоку


blank

Вид сзади


blank

Митра гвардейских офицеров 1762 г. А. В. Висковатов «Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками». Издательство: Военная типография: СПб., 1841-1862. Стр.400


В 1757 году к ним добавился гренадерский Крюгера батальон.

В 1758 году – крепостной гарнизон, а полк принца Вильгельма переименовали в полк Нарышкина.

В 1760 году полк Герцогини переименовали в полк Кеттенбурга, а также был создан еще и гусарский полк.

В 1762 году добавился гренадерский Эссена батальон и гренадерский Вейса батальон. Так что «армия» Петра III насчитывала порядка 6-7 пехотных подразделений и три конных.

Известно, например, что в мушкетерском принца Вильгельма полку митры гренадеров как раз и украшал вензель «РF», верх митры был палевый, а тулья – малинового цвета.

blank

Офицерский шарф эпохи Петра III. (Пензенский областной краеведческий музей)


blank

Шляпа-двууголка рядового егерской роты Гатчинских войск майора Рачанского (слева) гренадерка рядового батальона майора Недоброго (справа). ГМЗ «Павловск». Фото: Пане Коханку, 3x3zsave, выставка «Павел I и Суворов», ГМЗ «Гатчина», зима 2020-го года


blank

Офицер и обер-офицер Нарышкина полка. А. В. Висковатов «Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками». Издательство: Военная типография: СПб., 1841-1862. Стр. 400


А вот пример цветовой гаммы мундиров гренадерского батальона Эссена. И она наглядно показывает, что она была совершенно непривычной для «наследников» Петра I и потому-то и вызывала у них отторжение, плюс ко всему и сама личность монарха им не нравилась. Мундир синий, лацканы, воротник и обшлага – розовые, подбой красный, камзол бланжевый, штаны белые, галстук красный, верх шапки бланжевый, опушка – красная. Ну а к чему все это привело в итоге, мы знаем. Одни только красивые митры нам в память и остались!
blank

Розовый цвет и впрямь как-то не очень смотрится на мундире… А. В. Висковатов «Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками». Издательство: Военная типография: СПб., 1841-1862. Стр. 398


P. S. Администрация сайта и автор выражают благодарность дирекции Пензенского областного краеведческого музея и хранителю музейных предметов Ольге Викторовне Дубравиной за организацию фотосъемки музейных экспонатов, а также активным форумчанам и авторам «ВО» Пане Коханку и 3x3zsave за предоставленные ими фотографии.


Источник topwar.ru

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»