История

одежда для мира и одежда для войны




Такими по картинкам в учебнике для 5-го класса в 60-е годы ХХ века мы представляли себе улицы древнеримских городов и внешний вид их жителей
На женщине не должно быть мужской одежды.
Второзаконие 22:5Культура одежды. Мы продолжаем цикл статей про одежду древних цивилизаций. Сегодня мы «отправимся» в Древний Рим и посмотрим, как с ней обстояло дело там. А начнем с того, что подумаем о том, чем Риму обязан наш современный мир? Римским правом? Да, безусловно! Всеми европейскими языками, основанными на испорченной варварами латыни? Разумеется! Плюс ко всему основой основ – христианской верой! Достижениями военного дела: то есть массовым распространением кольчуг, пластинчатых панцирей, конских доспехов, метательных машин и первой военной униформы! То есть римляне дали европейской цивилизации очень много — по сути, все. Но сама римская культура во многом вышла из культуры этрусков. Во всяком случае, одежда этрусков, цивилизация которых достигла своей вершины уже в IV в. до н.э., является базовой для римского костюма наряду с заимствованиями у греков. Так, у них была популярна отделка коротких плащей — тебенна с каймой контрастных цветов, и римляне тоже стали использовать кайму на одежде. Этруски носили мягкую кожаную обувь с длинными носами. И такую же носили и римляне, правда, «носы» они укоротили. Но был в римской моде и собственный, чисто римский элемент одежды, которым римляне гордились и тщательно оберегали от иноземных влияний. Римская тога — вот основной тип национальной одежды Древнего Рима, который развивался независимо от влияния соседних стран и широко распространяется ко II в. до н.э. Выражение «римляне — народ, носящий тоги» как раз и свидетельствует об уникальности этого вида одежды. Величественная тога сохраняется в Римской империи как парадный гражданский костюм, несмотря на сильнейшее влияние греческой культуры, костюм которой был и удобнее, и легче для повседневного использования. Причем римские туника и тога имеют много общих черт с греческими хитоном и гиматием, но отличаются конструктивными и художественными решениями.
Два танцора. Этрусский мастер. Около 480 г до н.э. Настенная роспись гробницы Триклиния, Тарквиния, Италия
Защищая свою национальную одежду от культурного воздействия моды соседних стран, они одновременно боролись с роскошью в одежде, поскольку римским идеалом являлся образ сурового и мужественного воина с характерной строгостью, простотой и умением приспосабливаться к любым условиям. Примером такой защиты может служить закон об одежде 215 г. до н.э. римского трибуна Гая Оппия, который был направлен против чрезмерной роскоши женских нарядов и даже соблюдается в течение 20 лет. Но женщины есть женщины, и в 195 г. под напором массовых демонстраций римских женщин-феминисток (а были в Риме и такие!) этот закон был отменен, и римлянки смогли вернуться к своему безудержному мотовству.
Рабы и воины. Все очень просто, вот только из какой это эпохи? Ну когда у римлян было такое вооружение? Никогда!
Мода всегда сильно зависит от ткани и ширины ткацкого станка. Последние у римлян позволяли ткать широкие ткани, поэтому и одежда у римлян долгое время была драпированной, позволявшей подчеркивать естественными линии тела и подчеркивать его красоту. Ткани в период Республики использовались шерстяные и льняные. В эпоху империи появилось много привозных тканей, вплоть до китайского шелка. Одежды стали более закрытыми, с роскошной отделкой, а использование парчи позволило сделать их складки крупнее, а расцветки живописнее, что впоследствии стало характерно и для восточно-римских, византийских одежд.
К счастью, до нас дошли и фрески с изображением римских одежд, и статуи, и прекрасные мозаики. И сегодня мы эти мозаики можем посмотреть! Вилла дель-Касале — древнеримская вилла, построенная в первой четверти IV века н. э. и расположенная примерно в 5 км от города Пьяцца-Армерина на Сицилии. Там много подобных шедевров!
Нужно подчеркнуть, что тога была верхней одеждой римского мужчины, а вот в качестве одежды «под низом» использовалась туника, которых в Риме было великое множество. Обратимся к энциклопедии Брокгауза и Ефрона за 1891 год. И вот что мы из нее узнаем. Из отдельных видов туники были известны:1) tunica palmata, служившая одеждой капитолийского Юпитера, триумфаторов, которые получали эту одежду из капитолийского храма на случай торжественного въезда в Рим и сдавали ее обратно по окончании торжества, а также привилегированных лиц из римлян или чужестранцев (иноземных царей и магистратов вплоть до императора) во время торжественных церемоний и празднеств;
2) tunica recta, которую надевали невесты в день свадьбы и юноши в день совершеннолетия (17 марта, в праздник Liberalia);
3) tunica laticlavia, служившая одеждой сенаторов и имевшая на груди широкую вытканную или вышитую пурпуровую полосу (claims), которая шла в вертикальном направлении от шеи;
4) tunica angusticlavia, служившая одеждой всадников и имевшая на груди узкую полосу, того же типа, что и упомянутый latus claims;
5) tunica palliolata, или tunicopallium — женская одежда, заменявшая столу и имевшая покрой дорического женского хитона.
«Большая охота» Вилла дель-Касале
Разновидностью туники была рубашка стола, доходившая до ступней и коллобий – домашняя просторная одежда, подпоясывавшаяся на бедрах. Туника с узкими длинными рукавами (а римляне умели их кроить и вшивать) называлась таларис. Туники являлись своего паспортом, так как на них в качестве украшения наносились полосы — клавусы, и они были разными у разных сословий. У сенаторов такая полоса обычно была пурпурного цвета и широкая, а у всадников — узкая.
Одна из комнат виллы

Какое двузубое копье, а? Вилла дель-Касале
Что до римской тоги, обматывавшейся вокруг тела поверх туники, то это был кусок ткани огромных размеров — около 6×2 м, выкроенный по форме эллипса. Драпировка тоги давала представление об основных качествах человека: его образовании, культуре и общественном положении. Искусство ношения тоги изучалось римлянами наравне с ораторским искусством, настолько оно было «красноречивым»! Существовал даже специальный закон римского права, который устанавливал штрафы за нарушение складок тоги.
Теперь давайте посмотрим не на одежду древних, а на современный Рим. Вернее, на то, что в современном Риме осталось от древнего. И это прежде всего Колизей (в который летом всегда толпится просто огромная очередь!) и арки

И каких в Риме древних арок только нет…
Драпировка тоги очень сложна и требует подготовительных мероприятий, в том числе с помощью специальных манекенов. Ткань предварительно пропитывали фиксирующим составом и оставляли на ночь в специальных фиксаторах. В нижний край тоги вшивали свинцовые грузики, чтобы они не болтались, но зато одетый в белоснежную тогу с пурпурной каймой (императорская тога была целиком пурпурной!) римский патриций производил на полуодетого раба или бедняка-плебея просто потрясающее впечатление.
Вид на Форум
В период империи в римском костюме появляются «варварские» элементы, прежде всего штаны «брака» (которые давно уже носили персы) и галльский плащ сагум, которые становятся одеждой легионеров.
Когда-то здесь ходили люди в тогах…
Интересно, что именно в Риме возникают и первые элементы военной униформы. Это характерная унифицированная раскраска щитов, практиковавшаяся как в республиканской армии, так и в имперской. И одежда, вернее, ее цвета. Так, рядовые легионеры носили тунику из неотбеленного полотна или шерсти, «морская пехота» (легионеры, служившие на кораблях) имела туники небесно-голубого цвета, а вот центурионы и преторианская гвардия императоров носила туники ярко-красные, заметные издалека. Так что узнать начальника в толпе сражающихся можно было просто по цвету их туник, не говоря уже об украшенных доспехах и характерных только для центурионов поперечных гребнях на шлемах.
Очень много информации относительно того, как выглядела военная одежда римлян в первые века нашей эры, дают колонны императоров Марка Траяна (вот она) и Марка Аврелия

Очередная арка и колонны
С принятием христианства возрастает роль накладных одежд, таких как далматика – туника с длинными рукавами, закрывающая тело от шеи до ступней. Но вера верой, а украшать те же далматики никто не запрещает, и их расшивают пестрыми орнаментами.
Вниз можно сойти. Но уж очень там внизу жарко. Камни зноем так и пышут!

Удивительно, но знаменитая римская волчица оказывается совсем не монументальной!
В Риме также имело место строгое разделение одежды на мужскую и женскую, однако именно римляне прославились изобретением женского нижнего белья, которого ни египтянки, ни гречанки в полном, так сказать, комплекте «верх и низ», не носили. Поскольку идеалом считалась маленькая грудь, применялись специальные тугие повязки — фаскии, кроме того, использовались повязки из мягкой кожи — мамилларе (их надевали на голое тело, в том числе гимнастки и акробатки) и строфиум, который надевался поверх нижней туники, но под верхнюю. Поверх туник римские женщины носили греческий плащ паллу с застежкой на плече, он же служил им головным убором, поскольку край его можно было накинуть на голову. Цвета паллы были самые разнообразные: пурпурный, лиловый, розовый, голубой, желтый, охряной…
«Девушки в бикини» из «Палаты десяти девушек». Еще одна римская мозаика все той же Виллы дель-Касале
Обувь была очень простой. Красная кожаная обувь знати называлась муллеус и представляла собой сандалии из сплетенных ремешков, иногда с задником, но обычно открытыми пальцами. Соцци, мягкие кожаные тапочки, носили обычно дома. Калигэ («башмаки») являлись обувью легионеров и представляли собой толстые кожаные подошвы, подбитые гвоздями, крепившиеся на ноге опять же при помощи множества кожаных ремешков, шедших до щиколотки, а то и до колен. Император Гай Калигула как раз и получил свое прозвище Башмачок из-за того, что уже в детском возрасте носил солдатские сандалии.
«Ну-ка, солнце, ярче брызни, золотыми лучами обжигай…» Какие «спортивные девчонки», однако!
Лицо мужчины в Риме брили, во всяком случае в эпоху Республики. Брили лицо, судя по скульптурам, и Юлий Цезарь, и Октавиан Август, и Флавий Веспасиан, и Марк Траян. А вот император Адриан носил небольшую бородку с усами, и это он ввел в империи моду на бороды и усы.
Качество работы просто потрясающее
В моде всегда были светлые золотистые волосы, подобные волосам у германцев, а также волосы металлического цвета. Для осветления волос использовались самые разные способы, от применения золы, смешанной с козьим молоком, и до осветления их на солнце.
А еще римляне и римлянки любили украшения!
Использовались также свинцовые гребни, так что римлянин или римлянка, причесываясь, еще одновременно волосы красили. Ну и, конечно, в ходы были украшения. Перстни, кольца, диадемы, геммы и камеи, серьги и всевозможные браслеты. Ах, чего только древние римляне тогда не носили! Особенно в последние века империи, когда все представления о суровом быте римляне отринули и всецело предались праздной роскоши и томной неге!
А вот с этого автовокзала мы Рим сегодня покидаем. Вопрос ожидаемый: так ведь это же собор Св. Петра, какой автовокзал? Но он именно здесь и находится! Огромный, просто чудовищных размеров автовокзал расположен как раз под этой площадью!

Источник topwar.ru

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»